ФЭНДОМ

Уровни каноничности

Одной из главных трудностей при анализе Евангелиона является большое количество вторичных источников, некоторые из которых противоречат друг другу. Так как же определить, что является каноном, а что — нет? Син-сэйки придумал очень удобное правило, частый плакат на форумах Anime Nation and Eva Monkey. Этот инструмент называется уровнями каноничности Син-сэйки, это проверенная, простая и эффективная система для устранения противоречивых заявлений из разных источников:

  1. Само аниме, его сценарии и раскадровки. Дерикаты являются официальной и окончательной версией, а также имеют преимущество в спорных вопросах между оригинальным аниме и самими дерикатами.
  2. Высказывания самого персонала, в особенности Хидэаки Анно.
  3. Официальные дополнительные источники, как, например, тетрализованные программы Newtype Filmbooks и карты Cardass.
  4. Манга, которую можно считать отдельной историей. В лучшем случае её можно использовать для поддержки аниме, когда они находятся в явном согласии. В случае, когда она противоречит аниме, лучше её не использовать.
  5. Заявления, сделанные людьми, ответственными за адаптацию Евангелиона для выпуска за пределами Японии. Для англоговорящих, например, это будет ADV или Manga Entertainment.

Нижние ярусы являются каноном, только если они не противоречат докозательствам, представленным в более высоких уровнях.

Эту систему широко используют в кругах Евангелиона и принимается за основу на нашей вики.

Ниже приведены примеры для каждого уровня.

Уровень 1: Само аниме, его сценарии и раскадровки

Первичный канон — это то, что показано в самом аниме. Например, когда в эп.19 Мисато рассказывает Синдзи, что все его одноклассники — кандидаты в пилотов Ев — это официальная информация и ни один из нижних ярусов не может ей противоречить. Информацию можно объединить с другими доказательствами из сериала (например, намёк из эпизода 3 на то, что мать Тодзи мертва, и тот факт, что в модуле-01 и -02 находятся души соответствующих пилотов, объединить вместе и заключить, что в модуле-03 находится душа матери Тодзи).

Сценарии и раскадровки также дают крупицы важной информации. Например, в сценарии в The End of Evangelion в сцене с песочницей «мать» явно описана, как Мисато.

Дирикаты также канон первого уровня. Они настраивают зрителя на то, что произойдёт в EoE.

Производственные эскизы, которые были применены к финальному показу, также классифицируются как канон первого уровня. То же самое относится к дженге, чертежам, выполненным аниматорами ключевых кадров, и рафам, эскизам, созданными между производственными эскизами и фактической дженгой.

В случае прямых конфликтов между источниками первого уровня, диркаты берут верх над первоначально выпущенными эпизодами, EoE над двумя заключительными эпизодами сериала.

Уровень 2: Высказывания самих создателей, в частности Анно

Самым известным примером является заявление Анно о том, что Кадзи не был застрелен ни одним из главных героев, а безымянным убийцей, отправленным отделом безопасности Nerv или Seele. Анно редко комментирует NGE, высказываясь лишь насчёт важных вопросов. В этом случае он был настолько потрясён, что многие люди считали, что убийцей была Мисато, что он категорично высказался по этому вопросу. Поскольку нет никаких достоверных доказательств на единственном более высоком уровне (в самом аниме), что Мисато — убийца, заявление Анно — канон.

Примечание: секретную информацию, как говорят, создал сам Анно. При условии, что это верно, она должна считаться уровнем 2, не уровнем 3.

Уровень 3: Официальные дополнительные источники

На третьем уровне информация становится всё менее надёжной. Её необходимо тщательно проверять. Например, в «Red Cross Book» говорится:

«[Ангелы (сито)] Существа произошли от источника жизни, называемого Лилит. Они принимают различные размеры и формы: от гигантского восьмигранника до маленького Ангела размером с бактерию, или даже «теневого» Ангела без осязаемой формы. Заимствуя слова Фуюцуки из эпизода 26', кажется, что Ангелы —существа, которые получили «плод жизни», тогда как человечество получило «плод мудрости». Другими словами, «Ангелы» — это другая форма человечества, обладающая таким же потенциалом, как и люди. Таким образом, люди — 18-й Ангел».

Первая строка вышеизложенного явно неверна, потому что она противоречит доказательствам, представленным в сериале Адам прародитель Ангелов. Например, Каору в эп.24, называет Адама «нашей матерью» (после чего понимает, что перед ним Лилит). Поэтому приведённая выше ссылка на происхождение Ангелов не является канонической. Это не означает, однако, что нужно выбросить книгу красного креста. Она должна считаться надёжной в тех местах, где он поддерживает доказательства, представленные в сериале, например:

«[Рей Аянами] Первое дитя и назначенный пилот Евы-00. Молодая девушка, которой явно не хватает эмоций. Её тело было создано из спасённых останков Юи Икари после того, как та растворилась в Еве, после чего множество клонов Рей было создано в терминальной догме. Так что, когда умирает одна Рей, ей заменяет другая. Настоящая Рей — третья. Первая была убита доктором Наоко Акаги, а вторая погибла в бою против 16-го Ангела. Личности этих трёх Рей отличаются друг от друга, и это связано с факторами окружающей среды. Их душа одна и та же, и похоже, что она принадлежала Лилит. На заключительном этапе проекта совершенствования Рей предала Гэндо, вернулась к Лилит и доверила будущее сыну Гэндо — Синдзи Икари. Дата рождения: неизвестно».

Вышесказанное полностью соответствует тому, что мы видим в сериале, и, таким образом, это канон.

Материалы «Evangelion Chronicle» также, похоже, попадают под уровень 3.

Уровень 4: Манга

Как указывалось выше, в манге свой канон, отдельный от телесериала, на котором она основана. При обсуждении сериала манга полезна в основном как подкрепление. Например, если манга и сериал говорят, что Кадзи ошибочно идентифицирует Лилит как Адама, то это правда. Чего никогда не следует делать, так это пытаться утверждать, что факты, которые присутствуют только в манге, также верны и в аниме. Например, представление о том, что Аска ребёнок из пробирки, верно только в манге; в аниме человек, идентифицированный как её отец, и есть её настоящий отец. Некоторые люди утверждают, что манга должна считаться каноном в тех случаях, когда аниме молчит, например, предыстория Кадзи, но даже очень опрометчиво.

Уровень 5: Заявления дистрибьютеров Евы за пределами Японии

Это наименее достоверные из официальных источников. На самом деле, из некоторых их заявлений видно, что люди в ADV и Manga Entertainment имеют менее совершенное понимание Евангелиона. Порой они доверяют глупым теориям с онлайн-форумов. Например, в своем комментарии EOE Аманда Винн Ли, похоже, поддерживает странную теорию о том, что на самом деле это не Аска на пляже в конце фильма, а "комбинированная девушка" Аски, Рей и Мисато. "Доказательством" является то, что у неё глаза не того цвета. Проблема в том, что они не неправильного цвета, они просто отражают окружающее освещение сцены в определенных кадрах. На других кадрах видно, что они, по сути, голубые. Аналогичным образом, в комментарии эпизода 19 ADV специальный Гость Шон Маккой заявляет, что инциденты с берсерком модуля-01 это подсознание Синдзи [продолжить].

Отдельный канон: Rebuild of Evangelion

Серия фильмов Rebuild of Evangelion считается отдельным каноном с собственной предысторией, которая не может быть применима к сериалу и должна рассматриваться как таковая. Хотя незначительные детали, такие как тип крови Евы-01 и романизация "Лилин" могут быть приняты в качестве официальных [продолжить].